Движение на дороге обычно регулируется за счёт механических средств (например, светофором), но в особых случаях такой задачей занимается человек. Этот материал поможет за 5 минут запомнить сигналы регулировщика.
Зачем нужен регулировщик
Нештатные дорожные ситуации (сбои в электроснабжении, отключение светофора, крупное ДТП) требуют прямого вмешательства уполномоченных должностных лиц. По правилам дорожного движения, сотрудники полиции и дорожных служб, ВАИ, отделов транспортной безопасности, а также дежурные переправ и железнодорожных переездов вправе вручную регулировать трафик на дороге. Эти люди носят знаки отличия и светоотражающую униформу.
Регулировщик на дороге разводит пересекающиеся потоки автомобилей, трамваев и пешеходов, предотвращая заторы и аварии. Специалист может подстраховывать действие светофоров на важных перекрестках, а также работать, пока светофоры настраивают или ремонтируют.
Приоритет
Чрезвычайная ситуация даёт регулировщику особые полномочия. Если транспортный поток находится под контролем должностного лица, то его указания имеют приоритет перед сигналами светофоров, дорожной разметкой и дорожными знаками. Это положение закрепляет п. 6.15 ПДД. По инструкции от инспектора водители могут быть направлены под запрещающую разметку.
Правила дорожного движения, сигналы регулировщика
Вся юридическая информация о знаках инспектора раскрыта в п. 6 Правил дорожного движения.
Нужно запомнить 3 вида жестов постовых: разрешающие, предупреждающие и запрещающие. Должностные лица используют жезл, световозвращатель с красным светом в форме диска, жест рукой и звуковые средства (громкоговорители, свисток), а также меняют положение тела.
Указания регулировщика предназначены водителям, пешеходам (в эту категорию входят владельцы средств индивидуальной мобильности — например, велосипедисты) и трамваям.
Разрешающие жесты
- регулировщик опустил руки и прижал к телу или вытянул в стороны, сам расположен боком. Этот жест означает, что трамваям можно проехать прямо, а другим видам транспорта — прямо или направо. Только из крайней правой полосы разрешено повернуть направо, если нет дорожных знаков для движения по полосам.
- : жезл регулировщика смотрит влево, левое плечо должностного лица повернуто к потоку. В этой ситуации позволено двигаться во всех направлениях, можно развернуться или совершить поворот налево. Трамваи могут повернуть в левую сторону.
- когда жезл инспектора направлен вперед в сторону водителя, то разрешено поворачиваться только направо.
Очень часто при ручном регулировании движения пешеходы и водители теряются, поскольку плохо помнят правила. Регулировщик может вытянуть левую руку, чтобы подсказать направление движения водителям. Зеленая поворотная стрелка светофора при горящем основном красном сигнале имеет тот же смысл, что и этот дополнительный жест.
Запрещающие жесты
- руки должностного лица разведены или направлены вниз, регулировщик развернут спиной или лицом к потоку. В этом случае движение машин в потоке запрещается.
- со стороны водителя жезл направлен вправо, постовой развернут спиной или правым боком к потоку. Движение также запрещено.
Стоп-линия — граница, перед которой должны остановиться машины. Если стоп-линии нет, то нужно прекратить движение перед пересекаемой проезжей частью на перекрестке или перед железнодорожным переездом, не создавая помех для других участников.
Предупреждающие жесты
При смене разрешающих и запрещающих сигналов регулировщик подаёт предупредительные знаки, аналогичные желтому свету на светофоре. Правая рука направляется вверх и привлекает внимание окружающих, а левая рука прижимается к туловищу. Проехать теперь нельзя. Этот знак подразумевает, что за ним последует другое указание.
Сигнал свистком
В пунктах 6.11. и 6.12. Правил дорожного движения описывается, какие звуковые сигналы регулировщик может применить на дороге. Устройства звукоусиления и жест рукой — это обращение к водителю с требованием остановиться. Свисток нужен, чтобы привлечь внимание.
Сигналы для пешеходов
Правила для пешеходов аналогичны правилам для автомобилистов. Когда рука регулировщика направлена вверх, нельзя переходить дорогу. Если постовой повернут лицом или спиной, то разрешено пересечь дорогу перед его лицом или за его спиной. Расставленные руки показывают направление, по которому можно идти.
Необычные сигналы
Внезапная неисправность электросетей или серьёзные аварии сейчас редко приводят к долгому коллапсу, поэтому из-за недостатка практики смысл жестов постовых быстро забывается. По этой причине Правила дорожного движения позволяют регулировщикам подавать “другие понятные водителям и пешеходам сигналы”.
Чаще всего это вращение жезлом или светоотражающим предметом, другие жесты правовым документом не конкретизируются. Автомобили и пешеходы могут продолжить движение после такой инструкции. Этот жест также может означать, что пора ускориться. На практике постовой может дополнительно указывать левой рукой, в какую сторону можно перемещаться.
Исключения из правил для сигналов регулировщика
По пункту 6.14 ПДД при предупреждающем знаке регулировщика (рука вверх) водители продолжают перемещение и завершают манёвр, если остановка автомобиля потребует экстренного торможения. Это вполне оправданное замечание: при резком снижении скорости водители следующих в потоке машин не успеют совершить тот же манёвр.
Пешеходы обязаны освободить проезжую часть при предупреждающем указании. Если пешеходы не могут это сделать, то они должны остановиться на линии между разнонаправленными транспортными потоками.
Как запомнить сигналы регулировщика
Начинающие водители часто перед экзаменами на знание ПДД делают зарисовки, запоминают через рифмы, вектор движения, затем освежают всё в памяти по методу интервальных повторений. В зарисовке руки регулировщика образуют угол, который запрещено пересекать. В векторной подсказке спина постового означает запрет на проезд, а вытянутая рука — направление. Вне зависимости от способа лучше всего их сочетать.
Если значение жестов регулировщиков забылось в самый ответственный момент — на дороге,- поведение других водителей поможет сориентироваться и не попасть в аварию.
Иногда текст ПДД плохо воспринимается. Можно облегчить запоминание этого материала, представив знаки регулировщика в картинках с пояснениями
правило рукава: «в рукава не попадаешь – сигнала ожидаешь», трамвай едет «из рукава в рукав», машина едет «из рукава в рукав и направо»
Таблица с краткими инструкциями
Для удобства пользования можно перенести текст правил в табличную форму. Таблица даёт более сжатое описание, как воспринимать жесты от регулировщика.
Обучающее видео
Для закрепления материала полезно смотреть видео с настоящим живым регулировщиком. Несколько роликов от разных авторов помогают отработать новый навык.
Стихотворение
Легкая рифма поможет запомнить знаки регулировщика как рекламный слоган. Для водителей и новичков есть народный фольклор — короткое стихотворение про сигналы постовых:
“Если палка смотрит в рот, делай правый поворот.
Палка смотрит вправо, ехать не имеешь права.
Если палка смотрит влево, поезжай как королева.
Незакрытая спина — для водителей стена.”
Последствия нарушений указаний регулировщика
Самовольный отказ следовать указаниям регулировщика является административно наказуемым деянием. Для водителей и пешеходов такое поведение кого-либо из участников движения означает прямую угрозу безопасности на дороге.
Штрафы для водителей и пешеходов за неисполнение указаний регулировщика
Статья 12.12 КоАП РФ регулирует вопрос об административной ответственности водителей, пренебрегающих сигналами постовых. Штраф составляет 1 тыс. руб., а если виновный пересек стоп-линию, то 800 руб. Повторное нарушение в течение года карается штрафом в размере 5 тыс. руб. или лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Пешеходы могут получить предупреждение от уполномоченных лиц, что чаще всего и происходит. Однако инспектор вправе выбрать другую форму возможного административного наказания — штраф в размере 500 руб.