Коробка передач, вариатор или АКПП? У каждой есть свои плюсы и минусы, поэтому сложно решить. Даже если на первый взгляд кажется, что разницы никакой нет, узнаем получше, разберемся в нюансах, чтобы не сомневаться при покупке автомобиля.
Что лучше вариатор или АКПП?
Однозначно ответить на вопрос: “Что лучше?” — невозможно. Чтобы сделать выводы, какая коробка передач вам необходима, нужно выяснить, по каким критериям вы сравниваете коробки и что для вас важнее. Возможно, для вас играет первостепенную роль комфорт и надежность, и вы готовы к дорогостоящему обслуживанию машины, а может, и совсем наоборот.
К сожалению, пока еще не изобрели коробку передач, отвечающую всем критериям, которые придут в голову самому требовательному водителю. Поэтому рассмотрим ряд особенностей автоматической коробки передач и вариатора.
Что такое вариатор и как он работает
Вариаторная коробка передач — на самом деле тип автоматической коробки передач, имеющий отличия в принципах работы и структуре. При покупке автомобиля в спецификации машины вариатор будет указан, как CVT. Несмотря на то что вариатор начали использовать раньше в промышленности, в автомобильную конструкцию его внедрили гораздо позже классической автоматической трансмиссии.
Так как нет ощутимого перехода (переключения) между передачами, трансмиссию вариатора называют — бесступенчатой. Вариаторы в зависимости от сборки и вида могут подразделяться на:
- клиноременные со шкивами, где два шкива в виде конусов, соединенных ремнем во время работы, меняют свой диаметр, и в соответствии с этим меняется передаточное число.
- тороидальные — в конструкции задействованы ролики, касающиеся шкивов во время работы.
Первый тип используют в современных автомобилях, второй более дорогостоящий, используется в авиации. Визуально в машине не отличить вариатор от автоматической коробки передач. Также есть положения: парковка, задний ход, нейтраль, передний ход.
Плюсы вариатора
- Бесступенчатая трансмиссия обеспечивает плавное передвижение, вы не почувствуете толчков, вождение машины будет комфортным.
- Отсутствие передач влияет и на набор скорости автомобилем. То есть машина будет быстрее разгоняться, по сравнению с теми, где установлен автомат.
- Меньший расход топлива, за счёт принципа работы КПД достигается выше, чем у коробки автомат. Это прямо пропорционально влияет на эффективность, которая выражается в кол-ве топлива на единицу расстояния.
Минусы вариатора
- Машины с вариаторами оснащены чаще электронным управлением. При поломке требуется пере прошивка элементов управления автомобилем. Это сложная операция, не каждый авто мастер сможет это сделать, так как еще мало опыта работы с такой техникой.
- Для обслуживания вариатора используют специализированные масла, запчасти. Периодичность, с которой нужно отвозить машину в сервис для плановой замены масла меньше, чем у АКПП, а стоимость расходных материалов выше.
При частых поездках по плохой дороге вариаторы склонны к поломкам. Ремонт будет стоить также дороже, в сравнении с автоматической коробкой передач.
Что такое автомат и как он работает
Автоматическая коробка передач — это более усовершенствованная механическая, за счёт отказа от ручного управления передачами во время движения машины.
Принцип ее строения такой: между двигателем и коробкой управления располагается гидротрансформатор, который изменяет крутящий момент. Работает гидротрансформатор за счёт жидкости, циркулирующей между мотором и трансмиссией, она источник энергии.
Элемент гидротрансформатор, в свою очередь состоит из центробежного насоса, реактора и турбины. Масло переходит от насоса до турбинного колеса, после чего попадает на реактор. Он может блокироваться обгонной муфтой — останавливаться или вращаться. Переключение передач регулируется муфтами, влияющими на соединенные между собой редукторы. Взаимосвязанную работу всех элементов обеспечивают гидроцилиндры, сигнал на которые поступает от электронных блоков управления.
Обращая внимание на конструкцию автоматической коробки, делаем вывод,что машина может останавливаться с включенной передачей.
Визуально автомат и вариатор похожи, режимы на коробке передач одинаковые: парковка, задний ход, нейтраль, передний ход. Без тест-драйва автомобиля и изучения его технических характеристик сразу сказать, какая коробка передач установлена, невозможно.
Плюсы автомата
- Конструкция автоматической коробки позволяет водителю более точно чувствовать машину. Это ощущается во время осуществления маневров, при обгоне и на большой скорости.
- АКПП уже давно используют в автомобилестроении, изучены все нюансы и детали работы такой коробки передач, поэтому ее считают надежнее вариатора. Каждый автомобильный производитель использует определенные запчасти для своего бренда, но принцип, выверенный годами, остается неизменным. Это вызывает доверие у автомобилистов, относительно износостойкости и работоспособности автоматической коробки.
- Доступное обслуживание автомата становится немаловажным фактором при выборе машины. Необходимы также специализированные расходники, жидкость для гидротрансформатора, но в целом затраты на обслуживание коробки дешевле в сравнении с вариатором.
- Электронные блоки также присутствуют в управлении автоматической коробкой передач, но их меньше и принцип их работы уже изучен. В случае поломки найти хорошего сервисного мастера не станет проблемой.
Минусы автомата
- Плавность движения на дороге не сравнится с вариатором, это можно заметить, если взять две машины с разной коробкой на тест-драйв. По тому, как автомобиль трогается с места, можно смело сказать стоит вариатор или автомат.
- Так как КПД ниже, чем у вариатора, то расход топлива на километраж будет больше.
Основные отличия трансмиссий вариатор или АКПП?
Основное, чем отличается вариатор от автомата — это наличие или отсутствие передач. У вариатора используется бесступенчатая трансмиссия, у автомата передачи есть, но их переключение автоматизировано. В этом заложен принцип работы коробок, из этого вытекают плюсы и минусы каждой из них.
Особенности управления автомобилем с АКПП и вариатором
Что лучше вариатор или автомат можно ответить, опираясь также на привычный тип вождения машины и цели ее покупки.
Используя автомобиль с вариатором:
- Не рекомендуется долго ехать на скорости более чем 150 км/ч, так как это чревато износу составных элементов коробки передач, а именно ремень будет быстрее стираться.
- В зимние периоды перед поездкой на автомобиле необходимо обязательно прогреть двигатель, чтобы давление гидравлической системы поднялось;
- При буксировке машины необходимо делать это на низкой скорости и с работающим мотором, но все-таки лучшим вариантом будет вызвать эвакуатор.
Используя автомобиль с АКПП, необходимо:
- Менять режимы движения необходимо только после того, как нажата педаль тормоза. Иначе это приводит к скорой поломке коробки передач.
- Переводить машину в режим нейтрального положения во время переключения с переднего хода (D) к заднему (R) не нужно, использование нейтральной передачи необходимо в основном только специалистам сервиса обслуживания.
- Во время коротких остановок на светофоре, в пробке или для высадки пассажира переводить рычаг коробки передачи на нейтральную передачу (N) также не нужно, это противоречит принципу работы АКПП и ведет вас к ее скорому ремонту.
Сравнение стоимости техобслуживания, вариатор или АКПП?
При использовании вариатора будет выходить дороже техническое обслуживание машины, покупка запчастей, но стоит учитывать, что расход топлива меньше.
Используя АКПП все наоборот, поэтому необходимо решать индивидуально, какой параметр принципиальнее. Если автомобилист готов на весомые траты, когда случится поломка вариатора и для него важна плавность хода машины, то выбор однозначен.
Относительно обслуживания нужно также знать средний срок службы коробок. У вариатора средний пробег машины порядка 250 000 км, у АКПП — 500 000 км. Наблюдается разница в 2 раза. Если планируются частые и длительные поездки на машине, то стоит сделать выбор в пользу АКПП.
Что лучше вариатор или АКПП?
Изучив основные моменты, нужно подытожить:
По общим техническим характеристикам коробки передач похожи между собой, ощутимого перевеса нет по каким-то параметрам. Но если обобщить основные свойства каждой из них, то вариатор предполагает динамичное вождение из-за бесступенчатой трансмиссии и с небольшим расходом топлива. Машина с такой коробкой не предназначена для длительных, частых путешествий на большие расстояния, в отличие от автомата.
Автомобили, оснащенные АКПП не могут похвастаться такой же плавностью движения. Их преимущества в надежности использования, более простом обслуживании.
Выбирая машину к покупке главное четко быть уверенным, как вы планируете ей пользоваться. Если в основном для поездок в черте города, то выбор вариатора кажется более уместным. Для планирования перемещений более 2000 км за раз, стоит быть уверенным, что коробка передач справится с задачей. Но даже если случится поломка, то вам смогут помочь в ближайшем сервисном центре. Поэтому подходящим вариантом будет автоматическая коробка передач.
Спасибо)) познавательно и доступным языком