Большинство автовладельцев встречались с таким явлением как «тормоза скрипят». Давайте вместе разберемся, что скрипит?, где скрипит?, почему скрипит?, как это исправить и как исключить повторения в дальнейшей эксплуатации.
Устройство тормозной системы автомобиля
Тормозная система автомобиля состоит из нескольких основных частей:
- Главного тормозного цилиндра (на большинстве современных автомобилей интегрирован в систему ABS).
- Системы подачи тормозной жидкости (трубопроводы от насоса ABS до тормозных суппортов)
- Тормозные суппорта и тормозные диски (основной механизм торможения автомобиля).
Пять основных причин почему скрипят тормоза.
Скрип тормозов в большинстве случаев бывает двух видов:
- тормоза скрипят при движении
- скрип при нажатии на педаль тормоза
Разберем обе ситуации:
Скрип при движении автомобиля без торможения, причина скрипа может быть:
- После замены колодок (касание за кромку «выработки» тормозного диска, колодки не «прикатались», скрипят новые колодки не продолжительное время, пока идет «прикатка».
- Также причиной скрипа после замены колодок может послужить специальный состав которым производители покрывают фрикционную поверхность новых колодок. Это можно устранить несколькими интенсивными торможениями. Изоляционный слой сотрется, скрип исчезнет.
- Перегрев тормозного диска, как следствие изменение геометрии (изгиб диска), при этом колодка при вращении колеса будет задевать максимально отогнутую часть диска. Необходимо заменить испорченный тормозной диск.
Скрип при нажатии на педаль тормоза вызывает:
Несовместимость материалов колодок и дисков, производители при подборе материала фрикционного слоя постоянно балансируют между износостойкостью колодки и жесткостью тормозного усилия. Если материал колодки не подходит к диску, колодка будет скрипеть. Подбираем колодки по рекомендации автопроизводителя.
Отсутствие противоскрипных пластин (гасит вибрацию) между колодкой и деталями тормозного суппорта. Пластины в большинстве случаев продаются в комплекте с колодками, при их отсутствии необходимо докупить отдельно и установить.
Пришло время смазать механизм тормозного суппорта. Закисание направляющих суппорта или поршней тормозных цилиндров приводит к затруднению возврата тормозного механизма в исходное положение по завершению торможения.
Как следствие тормозные колодки продолжают касаться тормозного диска. При это издают очень звонкий писк.
Это устраняется разборкой тормозного суппорта, очисткой направляющих и поршней (либо из заменой), смазкой поверхностей, обратной сборкой.
Скрежет (по металлу) тормозов 5 основных причин
Износились колодки, отсутствует фрикционный слой. Колодка касается диска (железо по железу).
В систему попала грязь вода или камень
Заклинило суппорт или цилиндр
Некачественные колодки
Нарушена геометрия пылезащитного экрана, замятие, касается диска при вращении колеса.
Тормоза скрипят, меняем детали заранее
Тормозные диски необходимо менять при определённой выработке, измеряется минимальный остаток толщины рабочей поверхности диска. У различных автомобилей данный показатель будет разный.
Смотрите нормы в руководстве по эксплуатации на ваш автомобиль.
Износ ступичного подшипника тоже может привести к скрипу тормозных колодок. В узле крепления колеса появляется лишний люфт, что и приводит к касанию тормозной колодки диска при движении, (в основном на поворотах, при увеличении нагрузки на одну сторону автомобиля).
Следите за исправным состоянием тормозных суппортов, дисков и за износом колодок. Если своевременно обслуживать тормозную систему не доводить до критического износа детали, то скрип и скрежет тормозных колодок никогда не будет доставлять вам неприятности при вождении автомобиля.