Классификация моторных масел

Моторное масло 5W40

Классификация моторного масла – самое полное описание

В магазинах авто товаров в настоящее время насчитываются сотни наименований смазочных материалов. Стремясь привлечь как можно больше покупателей, каждый производитель заявляет, что именно его моторное масло имеет наилучшие характеристики.

Разберёмся, как ориентироваться в многообразии товаров и выбрать наилучший продукт.

Для чего нужно разбираться в маркировке моторного масла

Знание, что означает та или иная маркировка масла, позволяет разобраться, чем одна смазочная жидкость отличается от другой. Если вы можете расшифровать обозначение масла на упаковке, вы поймёте, за какие характеристики стоит переплачивать, а какие неактуальны для вашего двигателя.

В конечном счёте вы сможете подобрать наилучший для вас продукт по оптимальной стоимости.

Основная информация на этикетке

Маркировка

Помимо производителя и наименования на любом моторном масле указаны различные цифровые и буквенные обозначения: SAE, API, ACEA. По этим данным возможна расшифровка масла по физическим свойствам, в первую очередь по вязкости и температуре использования.

Как правило, на этикетке указана следующая информация:

  • Название продукта – уникальное наименование, которое производитель даёт своей продукции, чтобы выделиться среди остальных
  • Происхождение базового масла – минеральное, полусинтетическое, синтетическое или полученное методом гидрокрекинга
  • Класс вязкости по SAE – всесезонная жидкость будет иметь двойное обозначение, к примеру масло моторное 5w40
  • Класс качества по API и ACEA – определяет сферу применения для бензиновых и дизельных моторов и условия использования
  • Допуски автопроизводителей – многие гиганты автомобильной индустрии рекомендуют использовать масла, прошедшие испытания именно на их двигателях. Если масло соответствует требованиям одного или нескольких концернов, это также обозначается на этикетке.

Какие бывают типы моторного масла

Характеристики любого моторного масла в первую очередь определяются тем, какое базовое масло является его основой. Таким образом, все существующие марки автомобильных масел можно разделить на три большие группы: минеральные, полусинтетические и полностью синтетические масла.

Минеральные

Эти смазки изготавливаются на основе очищенного минерального масла, полученного из нефти. Такие масла быстро окисляются, имеют низкий индекс вязкости, требуют частой замены и непригодны для использования в новых энергосберегающих моторах.

По сравнению с синтетической и полусинтетической базой в них больше серы и выше кислотность, так что они не отвечают современным экологическим нормативам. Смазочные материалы с минеральной основой имеют на этикетке надпись Mineral.

Их главное преимущество- дешевизна и доступность, обычно их применяют для устаревших моторов. Всесезонное масло класса 0w или 5w по SAE или, к примеру, SN/SF по API (что означает эта расшифровка, мы рассмотрим ниже) не производится на минеральной основе.

Полусинтетические

Такие смазки – компромисс между качественной, но дорогой синтетикой и минеральным маслом, дешёвым, но уступающим синтетике по характеристикам. Для их производства минеральную базу смешивают с синтетической, вводят нужный пакет присадок так, чтобы полученное масло имело как необходимую вязкость, так и заданные свойства коррозионной защиты.

Отдельно стоит выделить масла, полученные относительно недавно разработанным методом гидрокрекинга, то есть глубоким гидрированием нефтяной основы.

Такие жидкости по свойствам приближаются к синтетическим базам, но по действующему европейскому законодательству не могут маркироваться как Fully sintetic, поскольку получены не путём синтеза, а путём воздействия на нефтяную основу.

Маркетологи обозначают эти масла как HC-syntetic или HC-Synthese. Этот класс смазочных материалов уверенно завоёвывает рынок за счёт сочетания относительной дешевизны и при этом высокого качества продукта.

При этом стоит иметь в виду, что масла самого высокого класса по-прежнему производятся на синтетической основе, которая превосходит по характеристикам гидрокрекинговые смазки.

Другое дело, что разница в смазывающей способности, повышению износостойкости и устойчивости к окислению не настолько велика, чтобы оправдать переплату за более дорогой продукт.

Для использования в отечественных автомобилях со стандартными моторами может оказаться вполне достаточно свойств, которые обеспечивают полусинтетические или гидрокрекинговые составы.

Синтетические

Это самые дорогие и самые качественные продукты. Чаще всего изготавливаются на основе полиальфаолефинов (ПАО), в которые также может добавляться эфирная основа.

ПАО — чистые высокомолекулярные парафины, химически инертные и совместимые с большинством улучшающих присадок.

Как правило, современные жидкости класса 5w и 0w по SAE производятся именно на синтетической базе, поскольку они обладают достаточной текучестью при низких температурах.

Надо иметь в виду, что расшифровка маркировки SAE относится к вязкости моторного масла, но сама по себе не даёт информации о том, какая у него основа.

Скажем, расшифровка 5w40 или 0w40 означает рабочий диапазон зимних температур от -30 и -35 градусов соответственно и вязкость в пределах 12,2-16,3 при 100֯С. Таких лимитов качества можно достичь при использовании комбинации синтезированный основы и модификаторов вязкости.

Дополнительные критерии

Чтобы полностью разобраться в показателях того или иного продукта, недостаточно знать только одну маркировку, поскольку та или иная классификация учитывает разные параметры.

К примеру, расшифровка моторного масла 5w40 говорит нам о густоте и текучести, но не даёт сведений о том, пригодно ли оно для бензиновых или дизельных моторов. Подойдет ли для двигателя с системой каталитической очистки выхлопных газов и отвечает ли оно нынешним экологическим стандартам.

Классификация моторных масел

Для определения качества масла разработано несколько стандартов, учитывающих те или иные свойства и показатели. Классификация масел SAE делит их по вязкости, но не даёт информации о назначении или экологическом классе продукта, спецификации API и ACEA присваивают продукции ту или иную маркировку в зависимости от их назначения и свойств во время эксплуатации.

Чтобы определить рабочие параметры, международные ассоциации производителей моторов проводят многоступенчатые исследования в лабораториях и на производствах.

Разберёмся, как интерпретировать коды ACEA, API, ILSAC и что означают цифры по ГОСТ и SAE.

Маркировка масел

Любая маркировка масел означает, что масло прошло испытание на соответствие тем или иным требованиям, при этом различные маркировки не связаны между собой напрямую. Рассмотрим подробнее основные стандарты.

Маркировка по API

Моторное масло 5W40

 

Система Американского Института Нефти API (American Petroleum Institute) разделяет смазочные масла на классы согласно назначению по типам двигателей и свойствам.

По этому стандарту качество моторного масла и его классификация определяется экспериментом на двигателе, при котором проверяются, износ и чистота механизмов, отложения, повреждения и устойчивость к окислению.

Масла по API маркируются двухбуквенным кодом, в котором первая буква S или C указывает, предназначен ли продукт для бензиновых или дизельных моторов, а вторая буква – на версию спецификации.

  • Категория «S» – Service – служит для бензиновых двигателей;
  • Категория «C» – Commercial – для дизельных.

Каждая новая редакция классификация обозначается следующей по алфавиту буквой начиная от A, чем дальше буква по алфавиту, тем более высоким требованиям соответствует жидкость.

Классы с SA по SF и CA-CE являются устаревшими. В настоящее время используются смазки категорий SJ, SL, SM и SN для бензиновых агрегатов и CF-4 CG-4 CH-4 CI-4 для четырехтактных дизельных двигателей.

Масла, применяемые для двухтактных дизельных моторов, имеют обозначение CF-2.

Во все четырёхтактные двигатели можно лить жидкость, имеющую класс API выше, чем та, что рекомендована производителем, так как она заведомо соответствует более строгим требованиям.

Универсальные масла для бензинового и дизельного транспорта имеют двойное обозначение, к примеру, SL/CF.

Продукция, прошедшая испытания API, отмечена на этикетке специальным круглым значком, на котором указана аббревиатура API, класс вязкости по SAE и соответствующая категория API.

Маркировки по SAE

Это широко используемая маркировка смазочных масел, разработанная Сообществом Автомобильных Инженеров (SAE — Society of Automotive Engineers). В её основе лежит важнейший параметр любого масла – его вязкость. Маркировка SAE учитывает способность продукта сохранять необходимую густоту при высоких температурах и текучесть при низких.

В соответствии с разработанным стандартом J300 все масла условно делятся на 11 категорий

Шесть из них указывают на свойства зимних масел (W – winter): 0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W

Пять других указывают на вязкость смазки при высоких рабочих температурах мотора от 100֯С и выше — 20, 30, 40, 50 и 60. Чем выше число, тем больше значение показателя.

Всесезонные масла имеют двойное обозначение, например, 0W-20, 5W-30, 10W-40

Маркировка по ACEA

Классификация ACEA объединяет стандарты 15 ведущих европейских производителей автомобильных моторов (Association des Constructeurs Européens d’Automobiles — фр.)

Эта классификация также учитывает применение и особенности различных типов агрегатов, но, в отличие от API, более высокий номер категории не всегда означает более высокие требования по качеству.

По ACEA продукция делится на категории:

A/B — масла для бензиновых и дизельных легковых и малых коммерческих автомобилей:
  • A3/B3 всесезонные смазки для эксплуатации в условиях высоких нагрузок;
  • A3/B4 масла, подходящие для высокофорсированных бензиновых моторах и дизельных агрегатов с прямым впрыском
  • A5/B5 маловязкие масла, для некоторых моторов неприменимы.
C – Масла Low SAPS, то есть низкозольные продукты для машин, оснащенных каталитическими нейтрализаторами
  • C1 продукты с низким значением температурной вязкости на сдвиг и низкой зольности
  • C2 низкая вязкость, средняя зольность
  • C3 средняя вязкость, средняя зольность;
  • C4 средняя вязкость, низкая зольность
  • C5 масла с самой низкой вязкостью, средняя зольность.
Категория E

К ней относится продукция для тяжелой дизельной техники, работающей в сложных условиях. Обязательно соответствие требованиям экологического регламента Euro I–V

Маркировка по ILSAC

Стандартизация ILSAC (International Lubricant Standartization and Approval Committee) была разработана совместно Японской и Американской ассоциациями производителей автомобилей.

По сути, это подраздел классификации API c более жёсткими требованиями к продукции, предназначенной для бензиновых двигателей. Этой маркировкой стоит руководствоваться, подбирая смазку для японских машин.

Маркировка ILSAC включает в себя шесть подклассов, аналогичных классам API: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4, ILSAC GF-5 и GF-6. Особенность в том, что все смазки, соответствующие спецификации ILSAC отличаются лучшими показателями энергосбережения и являются всесезонными.

Для японских турбированных дизельных моторов разработан отдельный стандарт JASO DX-1.

Маркировка по ГОСТ

Качество моторных масел отечественного производства регламентируется ГОСТ 17479.1. Согласно ему, смазочные жидкости делятся на классы вязкости – по возрастанию от самых жидких до самых густых, а также на группы согласно области применения.

Для всех классов вязкости по ГОСТ нормируется показатель вязкости при 100֯С, дополнительно для зимних и всесезонных определяется вязкость при -18֯С

К летним относятся классы  10, 12, 14, 16, 20, 24

К зимним — Зз, 4з, 5з, 6з, 6, 8

Всесезонные обозначаются дробным индексом (например, 5з/12, 6з/14 и т. д.)

По области применения смазки делятся на группы с обозначением от А до Е по возрастанию качества и индексами 1 или 2 для бензиновых и дизельных моторов соответственно.

  • Литерой А1 или А2 обозначаются продукты для нефорсированных двигателей
  • Группы Б и В для мало- и среднефорсированных
  • Г1/Г2, Д1/Д2, и Е1/Е2 предназначены для высокофорсированных моторов в соответствии с возрастанием требований.

Продукция, предназначенная и для бензиновых, и для дизельных автомобилей, обозначается только буквой без индекса.

Моторное масло для бензиновых двигателей

Топ-5 продуктов

  • ZIC X9 5W-40.
  • General Motors Dexos2 Longlife 5W30.
  • TOTAL Quartz INEO ECS 5W30.
  • Лукойл Genesis Claritech 5W-30.
  • Idemitsu Zepro Touring 5W-30.

Моторное масло для дизельных двигателей

Топ-5 продуктов

  • IDEMITSU Zepro Euro Spec 5W40
  • TOTAL Quartz 9000 Energy 5W40
  • LIQUI MOLY Diesel Leichtlauf 10W-40
  • ЛУКОЙЛ Genesis Claritech 5W30
  • MOBIL 10W-40

Допуски и рекомендации автопроизводителей

Большинство крупнейших автоконцернов имеют собственную систему сертификации масла. Чтобы оценить пригодность того или иного продукта именно для их моторов, они проводят собственные испытания, в полевых условиях совместно с исследовательскими лабораториями и институтами.

В этом случае в инструкции к автомобилю обязательно указывается допуск, который должно иметь масло для двигателя. Одобренная продукция имеет соответствующую маркировку на этикетке. Ниже перечислены допуски, которые чаще всего указывают производители моторов

BMW

Заливаем в BMW

Для двигателей с увеличенным интервалом сервисного обслуживания концерн рекомендует к использованию масла категории LongLife:

  • BMW Longlife – первая версия регламента BMW
  • BMW Longlife-01– обновленная версия 2001 года
  • BMW Longlife-01 FE c пониженным расходом топлива (Fuel Economy)
  • BMW Longlife-04 – последняя версия 2004 года

Mercedes Benz

Мерседес

Моторное масло, подходящее для автомобилей Мерседес должно иметь один из следующих допусков:

  • MB1 для дизельных и бензиновых двигателей начиная с 1997 года.
  • MB31 стандарт, ограничивающий содержание серы и фосфора в ГСМ
  • MB5– для энергосберегающей продукции с увеличенным интервалом обслуживания.
  • MB51 – обновленный стандарт, может заменять масла MB 229.31, поскольку соответствует более строгим требованиям

Ford Premier Automotive Group

Масло моторное

Ford также рекомендует использовать моторное масло, прошедшие сертификацию компании. Допуски Форд дублируют маркировку ACEA и SAE, каждая спецификация предназначена для того или иного автомобиля Форд. Список допусков Ford:

  • Ford M2C913
  • Ford M2C913-B
  • Ford M2C913-C
  • Ford M2C917-A
  • Ford M2C934-B
  • Ford M2C948-B
  • Ford M2C913-A
  • Ford M2C913-B
  • Ford M2C913-C
  • Ford M2C917-A
  • Ford M2C934-B
  • Ford M2C948-B

Opel General Motors

Залив масла

Компания не разрабатывает отдельные стандарты смазок для своих двигателей. Два существующих стандарта дублируют требования ACEA A3 B3 для бензиновых и дизельных автомобилей

  • GM-LL-A-025 для бензиновых движков, соответствует ACEA A3.
  • GM-LL-B-025 для дизельных, совпадает с ACEA B3, B4.

PSA Group (Peugeot Citroen)

  • PSA B71 2294 соответствует ACEA A3, подходит для бензиновых моторов
  • PSA B71 2296 и PSA B71 2290 служат и для бензиновых, и для дизельных автомобилей

Renault

Допуски Рено соответствуют стандарту ACEA C4

  • Renault RN0700 – первая версия стандарта;
  • Renault RN0710– обновленная версия с более строгими требованиями;
  • RN0720– для моторов последнего поколения;

VAG (Volkswagen/Audi)

Фольксваген

  • Для бензиновых моторов VW 500.00, VW 501.01, VW 502,00, VW 503.00, VW 504.00
  • Для дизельных моторов VW 505.00, VW 505.01, VW 506.00, VW 506.01

Интервалы замены масла

По умолчанию моторное масло рекомендуется менять каждые 10000-15000 км. Этого достаточно для автомобилей, которые заправляют хорошим топливом, не ездят по бездорожью или в частые короткие поездки по городу и пробкам.

Для новых машин производители зачастую указывают увеличенные интервалы замены в 30000 км. Но стоит иметь в виду, что это актуально для условий:

  • Европейских дорог
  • Европейского топлива
  • Использования сертифицированных масел Longlife

Не стоит полагать, что маркировка Longlife позволит реже менять смазку в автомобилях отечественного производства или же что новые иномарки не требуют регулярной замены жидкостей на российских дорогах и с горючим сомнительного качества.

Моторное масло, факторы, увеличивающие срок службы:

  • Применение масел на синтетической основе
  • Загородный режим езды
  • Своевременная замена масляного фильтра
  • Заправка на проверенных АЗС топливом с низким содержанием серы
  • «Экологичная» манера вождения без резких ускорений и торможений

Моторное масло, факторы, уменьшающие срок службы:

  • Короткие поездки и частое стояние в пробках
  • Езда по пыльным, неровным дорогам
  • Большой пробег автомобиля за короткий промежуток времени
  • Использование некачественного топлива и автомасла

В целом можно ориентироваться на следующие сроки замены:

  • минеральное масло следует менять каждые 5000 — 6000 км;
  • полусинтетическое каждые 8000 — 9000 км;
  • синтетическое, гидрокрекинговое не реже, чем через 10000-12000 км

Не стоит пытаться экономить на качестве моторного масла. Стремление заплатить меньше, приобретая дешёвые продукты приведет к дополнительным тратам из-за большого расхода жидкостей и возможных поломок с последующим дорогостоящим ремонтом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: