Сход-развал одна из самых распространенных услуг в автосервисах. Однако не многие водители знают, что из себя она представляет и для каких целей процедура проводится. В рамках данной статьи разберемся, что это такое развал-схождение, а, кроме того, опишем порядок и причины необходимости его проведения.
Что такое сход-развал и почему он необходим
Под сходом-развалом следует понимать параметры настройки подвески, непосредственно влияющие на маневренность и управляемость транспортного средства. Он выражен в углах положения колес транспортных средств по отношению к различным плоскостям и их взаиморасположении. Сход-развал должен быть корректно настроен, чтобы обеспечить безопасность и комфорт во время передвижения на транспорте.
Неправильно выбранные углы установки колес могут привести к износу покрышек, неустойчивости автомобиля на дороге, потере управляемости и, как следствие, повышенному риску дорожно-транспортных происшествий.
Соответственно, вот для чего водителями делается развал-схождение:
Обеспечение управляемости автомобиля
Настроенный параметр позволяет колесам следовать оптимальной траектории, облегчая маневрирование и повороты. Неправильный показатель приводит к необходимости прилагать дополнительные усилия при поворотах.
Предотвращение износа покрышек
Если колеса автомобиля не настроены правильно, они неравномерно контактируют с дорожным полотном, что приводит к повышенному износу шин. Это не только сокращает срок их службы, но и становится причиной возникновения опасных ситуаций, к примеру, проблем с торможением, сцеплением или управлением автомобилем на скользкой дороге.
Экономия топлива
При правильно настроенном сход-развале сопротивление колес снижается, что позволяет автомобилю двигаться более плавно, расходуя меньшее количество топлива в расчете на один километр пути.
Соответственно, рассматриваемый параметр влияет на поведение автомобиля в пути, износ шин, потребление топлива и на безопасность. Вот зачем делать сход-развал необходимо своевременно.
Развал
Развал – угол между плоскостью вращения колеса и дорожным полотном.
Данный параметр может быть представлен в двух формах:
Развал положительный
В этом случае верхняя часть немного смещается в сторону от кузова ТС. Такой угол наклона может привести к ухудшению сцепления колеса с дорожным покрытием
Развал отрицательный
Выражен в том, что верхняя часть колеса смещается в сторону кузова, находясь под крылом.
Отрицательный развал в определенной степени способствует лучшей управляемости на поворотах. Именно поэтому на современных ТС данный угол практически всегда отрицателен или близок к околонулевым значениям.
Развал выражается в угловых единицах измерения – градусах. Базовым значением является показатель 0 градусов, когда колесо находится в строго перпендикулярном положении относительно дорожного покрытия или иной плоскости.
Схождение
Схождение колес – угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. Как и развал, он может иметь различное склонение. При этом два данных показателя имеют определенную взаимосвязь между собой. Так, отрицательный развал должен быть компенсирован регулировкой отрицательного схождения передних колес.
Рассматриваемый параметр измеряется как в угловых мерах длины (градусах), так и в линейных (мм). Признаком неверно выверенного угла является визг шин во время совершения маневров даже на небольшой скорости.
Как понять, что нужно делать развал-схождение
Развал-схождение – процедура, которая выполняется с целью выставить правильные углы. Отсутствие своевременного обслуживания может привести к значительным проблемам при эксплуатации транспортного средства. Часто у водителей возникает вопрос о том, как понять, что нужно срочно делать развал-схождение.
Признаки необходимости в том, чтобы его отрегулировать, могут быть различными. Один из них – неравномерный износ шин. Например, если внутренний или наружный край шины изношен быстрее остальной части, это может быть признаком несоответствия угла развала. Также небольшой износ по всему шинному протектору является признаком неверно выставленных углов.
Если при движении автомобиль уводит в сторону или имеются другие сложности управления им на дороге, то это может быть связано с некорректно выставленным развалом. Неправильное схождение колес может вызывать вибрации в рулевом узле или даже внутри салона.
Если колеса автомобиля не выставлены в соответствии с заводскими рекомендациями, это приводит к неоптимальному сопротивлению колес и увеличенному потреблению бензина или дизеля, что является неправильным положением развала-схождения.
Кроме того, следует регулярно проверять параметр после дорожно-транспортных происшествий, поскольку даже незначительное столкновение может повлиять на состояние подвески и углы колес, для чего нужен сход-развал. Также необходима проверка и в случае замены деталей подвески или шин, чтобы убедиться, что все параметры находятся в корректных пределах.
Из-за чего может нарушиться точность сход-развала
Причин, по которым может нарушиться точность настройки углов, довольно много. Среди них следует выделить:
Неправильная регулировка
Если сход-развал изначально неправильно отрегулирован, то это может привести к неравномерному износу шин, что вызовет смещение точности углов.
Механическое воздействие
Различные виды механического воздействия, к примеру, удары способны нарушить правильную геометрию подвески, что приводит к смещению углов положения колес.
Сложные условия эксплуатации транспортного средства
Если автомобиль используется для езды по пересеченной местности, неровным дорогам или имеет место его перегруз, то все эти факторы в совокупности также приводят к повреждению деталей подвески и, как следствие, смещению схода-развала.
Износ подвески
Со временем, при активной эксплуатации автомобиля, подвеска и отдельные ее узлы подвергаются механическому износу, что значительно меняет ее геометрию.
Замена деталей подвески
Замены деталей подвески требует после себя обязательной регулировки углов положения колес. Если ее выполнить несвоевременно, то это приведет к нарушению точности схода-развала и разница при езде будет значительной.
Соответственно, чтобы избежать подобных проблем, важно своевременно обслуживать подвеску и следить за ее техническим состоянием.
Что будет, если не делать развал-схождение
Частота процедуры регулировки осуществляется в соответствии с указаниями производителя автомобиля, а также при наличии явных признаков неисправности. Однако многие водители игнорируют необходимость проведения развала-схождения, что приводит к негативным последствиям. На что же влияет развал-схождение?
Так, при отсутствии надлежащего технического обслуживания управляемость транспортным средством заметно нарушается. Так, снизится его маневренность как при езде по прямой, так и на поворотах.
Характерным признаком неисправности является уход автомобиля в сторону относительно прямолинейной траектории движения. Следствием этого является необходимость водителю применять большую степень усилий для удержания его в нужном положении.
Все это крайне негативно может повлиять на безопасность при езде. Кроме этого, движение в таком режиме очень быстро изнашивает шины протектора, которые могут сточиться до корда.
Почему на разных машинах углы бывают разными
Существует ошибочное мнение, что все угол установки должен иметь 0 градусов, то есть быть строго перпендикулярными по отношению к различным плоскостям. На практике это абсолютно неверно и это нужно понимать.
Чаще всего различия в углах наклона имеют место в части развала. Так, современные автомобили имеют небольшой отрицательный его показатель, близкий к околонулевому значению. Однако в отдельных случаях используется и сильно отрицательный угол наклона.
Такой показатель используют гонщики на спортивных автомобилях. К примеру, на кольцевых гонках требуется быстрое и четкое вхождение в повороты, что и обеспечивает данное положение колеса.
Как регулируется развал схождение
В современных условиях регулировка развала и схождения автомобильных колес осуществляется при помощи специальных стендов. Под ними следует понимать устройства, при помощи которых определяются расхождения с последующим исправлением до стандарта.
В автосервисах, оказывающих соответствующие услуги, могут быть использованы следующие виды стендов:
Оптические
Это классический вариант стендов, который использует простое зеркальное оборудование для измерения и регулировки параметров. Механик проводит измерения благодаря отражению специально направленного потока света от зеркал, установленных на колеса, на специальное поле с разметкой. В случае необходимости специалист регулирует РС с помощью специальных винтов или тяг.
Компьютерные
Измерения на таких стендах производится при помощи специальных программ. Их отличает высокая точность и простота проведения процедуры. Выделяют несколько видов компьютерных стендов, среди которых особо следует отметить оборудование, использующее 3D-технологии.
3D стенд
самая современная и точная модель, которая позволяет настраивать углы оси автомобиля и положение колес. Принцип его работы заключается в том, что на колеса автомобиля устанавливаются специальные датчики, которые передают информацию на компьютер.
Этот метод обеспечивает наиболее точные результаты и позволяет оптимально настроить углы с учетом особенностей каждого колеса.
Угол схождения
Регулировка углов установки автомобильных колес производится на специализированном стенде с использованием специальных инструментов. Сначала колеса автомобиля устанавливают на стенд, а затем производят измерение расстояния между передними и задними частями колес.
После измерения производится регулировка угла схождения. Как делается она обычно: над колесами устанавливаются специальные приспособления, с помощью которых осуществляется изменение угла схождения колес. При регулировке следует учесть рекомендации производителя автомобиля и оптимальные значения угла схождения для конкретной модели.
Угол развала
На современных автомобилях углы развала, как правило, выставлены конструктивно, поэтому зачастую его регулировка не требуется. При возникновении же такой необходимости регулировка углов установки автомобильных колес осуществляется при помощи предусмотренных конструкцией подвески регулировочных узлов.
Угол наклона оси кастер
Регулировка кастера выполняется крайне редко. Однако в случае необходимости проведения процедуры необходимо узнать, как выставить его. Показатель угла изменяется путем удаления или прибавления специальных шайб на растяжке подвески.
На что влияет кастер
Кастер – угол наклона оси поворота переднего колеса к плоскости. Он может влиять на непосредственно качество управления ТС. Правильная настройка угла кастера важна для обеспечения комфортной и безопасной езды.
Развал-схождение геометрические показатели
Показатели углов наклона могут варьироваться в зависимости от типа транспортного средства, условий его эксплуатации и проч. В целом, усредненные же показатели выглядят следующим образом:
Развал | Схождение | ||
Передние колеса | не более 0°15′-0°40′ | Переднеприводные авто | 0±10′ |
Задние колеса | не более 0°40′-1°00′ | Заднеприводные авто | +15’±10′ |
Примечание: допустимая погрешность в отклонении схождения составляет ±5′.
Нужно ли делать развал-схождение при замене деталей подвески
Замена узлов и деталей подвески может стать причиной смены параметров ее геометрии и стать причиной сброса углов развала-схождения. Рассмотрим ситуации, когда после ремонта подвески нужно делать развал-схождение.
При замене шаровых опор
Собственно, шаровые опоры являются подвижными деталями, которые обеспечивают правильное положение колес при осуществлении маневров. В связи с этих их замена требует последующей настройки углов.
При замене рулевых наконечников
Сход-развал после процедуры замены наконечников необходим, чтобы убедиться, что в корректной настройке подвески. Обойтись без него в такой ситуации можно, однако крайне не рекомендуется.
При замене амортизаторов
Характеристики нового амортизатора значительно отличаются от тех, которые были на уже изношенном. В связи с этим сход-развал и в данном случае необходимо произвести, если установить новый демпфер. В целом, срок, когда делать развал и его же необходимость определяются в необходимости проверки корректности настроек подвески после замены данного узла.
Нужно ли делать балансировку колес после сход-развала
Балансировка колес это процесс, который обеспечивает равномерное распределение массы колеса вокруг его оси вращения. После прохождения процедуры сход-развала, когда углы наклона и схождения колес автомобиля были отрегулированы в соответствии с требованиями производителя, может возникнуть необходимость и в балансировке. Это объясняется тем, что при сход-развале может измениться распределение массы колеса, что негативно сказывается на его балансе.
Необходимость балансировки колес обычно определяется по наличию вибраций руля или самого автомобиля во время движения, особенно при достижении высокой скорости. Кроме того, изношенные шины могут также указывать на желательность прохождения данной процедуры.
Как часто нужно делать развал-схождение
Специалисты рекомендуют делать его через каждые 20 тысяч километров пробега. Связно это с естественным износом деталей подвески, из-за чего ее геометрия изменяется, а углы положения колес сбиваются. Регулируемый показатель частоты может разниться в зависимости от рекомендаций специалистов.
Кроме этого, необходимость проведения процедуры возникает после ДТП, значительных механических воздействий на подвеску и при появлении признаков смещения углов.
Можно ли отрегулировать развал-схождение самому
Схождение самому провести можно, но для этого потребуется некоторое специализированное оборудование и навыки. Несоблюдение техники определения и выверки углов может привести к неравномерному износу шин и плохому управлению автомобилем. Поэтому, если у водителя нет опыта или уверенности в своих навыках, то лучше обратиться к профессионалам в автосервисе.
Также существующие механические методы диагностики (к примеру, использование натянутого шнура или строительного уровня) не могут обеспечить точность до сотых долей градуса, которая достигается на специальных стендах.