Моторное масло 5W40 расшифровка
Среди широкого ассортимента моторных масел для легковых автомобилей чаще всего используются те, что имеют маркировку 5w40 и 5w30. Разберёмся, в чём их отличие от других классов автомобильных масел. Чем масло 5w40 отличается от моторного масла 5w30, и какое из них лучше выбрать для вашего двигателя. Масло 5W40 расшифровка эксплуатационных характеристик.
Что означает маркировка на упаковке
Аббревиатура SAE на упаковке означает соответствие продукта спецификации Общества Автомобильных Инженеров — Society of Automotive Engineers. Этот стандарт учитывает характеристики вязкости моторного масла, то есть то, на сколько текучим является продукт и как его смазывающая способность зависит от температуры. Прочие маркировки, к примеру, ACEA и API, также относятся к требованиям других международных организаций, но критерии оценки могут отличаться от требований SAE.
Поскольку классификация SAE учитывает способность смазочного материала сохранять нужную густоту при высоких температурах, эта маркировка является достаточно информативной и позволяет подобрать продукт, наилучшим образом подходящий для конкретного мотора и условий его работы.
Как расшифровывается обозначение 5w40
Маркировка SAE для всесезонных масел состоит из двух частей. Первые цифры с индексом w указывают на принадлежность к определённому классу зимних масел, а число после дефиса — на то, как ведёт себя продукт при высокой температуре.
Для примера рассмотрим масло 5w40 – его расшифровка показывает, что эта смазка относится к 5 зимнему классу и при этом имеет свойства масла 40 класса по показателям вязкости при высоких температурах. Для смазки 5w30 расшифровка будет аналогичная, разница лишь в том, что его вязкость при нагреве ниже и соответствуют 30 классу. Рассмотрим подробнее, что такое класс вязкости по SAE.
Что такое класс вязкости по SAE
Ассоциация Автомобильных Инженеров впервые ввела классификацию SAE J300 в 1911 году, взяв за основу вязкость при различных температурах. С тех пор стандарты SAE постоянно обновлялись, став общепринятыми во всём мире.
Согласно этой классификации моторным маслам присваивается один из зимних классов (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и/или один из рабочих (8, 12, 16, 20, 30, 40, 50, 60). Чем больше число, тем выше значение параметра, по которому оценивается продукт. Таким образом, самое густое будет масло класса SAE60, a самое жидкое – масло зимнего класса 0W.
Характеристики вязкости и сезонности
Считается, что первые цифры с буквой w после них соответствуют зимним маслам, подходящим для использования при отрицательных температурах окружающей среды, а цифры после указывают на температуру эксплуатации в летний период. Это не совсем верно.
Рабочая температура смазочного материала не равна температуре окружающей среды, она равна температуре внутри двигателя. Фактически цифры после индекса w указывают, насколько высокий индекс вязкости имеет масло, то есть насколько густым оно остаётся при 100 градусах и выше.
Буква w после первых цифр означает Winter — зима, и указывает, что масло обладает достаточной текучестью при низких температурах. При этом смазочные жидкости класса 0w остаются достаточно подвижными даже при морозах до -40֯С, класса 5w обеспечат запуск двигателя при -35֯С, а 10w – при -30֯С.
Моторное масло без индекса w, к примеру SAE-50, подойдёт для использования только в летнее время. Такие смазки производят для тяжёлой техники в особых условиях работы.
Для легковых автомобилей сейчас применяются только всесезонные двигательные масла, не требующие замены каждый сезон.
Способы определения показателя вязкости, масло 5W40 расшифровка
Ключевые параметры вязкости автомобильных смазочных материалов – кинематическая вязкость при 100֯С, которая должна быть не ниже 9,3 мм/с2 у масел 30 класса и не ниже 12,5 мм/с2 у 40 класса; а также индекс вязкости (ИВ), показывающий, насколько продукт сохраняет текучесть при минусовых температурах и при этом остаётся достаточно густым при разогреве внутри работающего мотора.
Современные автомасла имеют индекс вязкости от 150 и выше, притом у синтетических масел класса 5w-40 он должен достигать значения 180 единиц, а у 5w-30 составлять минимум 153 единицы.
Для всесезонных смазок 5 зимнего класса также нормируется динамическая вязкость при -35֯С и -30֯С. Соответствие нормативам гарантирует возможность завести двигатель в мороз, при этом загустевшее масло не помешает провороту валов при запуске и будет прокачиваться по каналам.
Отличие 5w30 от 5w40 разница между ними
Теперь мы можем рассмотреть подробнее, чем отличается масло 5w30 от 5w40. Выбор между маркой 5w30 или 5w40 должен быть обусловлен в первую очередь рекомендациями производителя мотора. Если же в документации на автомобиль допускаются оба варианта, следует учитывать условия вождения и состояние двигателя.
Разница в первую очередь состоит в значении вязкости в рабочих условиях. Поскольку у марки 5w40 индекс вязкости выше, чем у 5w30, его смазывающие свойства на разогретых поверхностях также выше. Но надо иметь в виду, что слишком густое масло образует толстый слой смазки на деталях мотора, а это приводит к худшему теплоотводу, излишнему нагреву и повышенному расходу топлива.
В свою очередь, 5w30 менее густое и лучше проникает в рабочие зазоры мотора, снижает, хоть и незначительно, расход топлива и, как правило, немного дешевле само по себе. Эта марка будет оптимальным выбором для новых современных моторов и спокойного стиля движения без перегрузок, но может не обеспечить достаточное скольжение деталей, если двигатель изношен.
Таблица сравнения характеристик марок 5w30 и 5w40
Марка | Вязкость на сдвиг при -30°C, мПа*с, не выше | Прокачиваемость при -35°C, мПа*с, не выше | Кинематическая вязкость при 100°C, мм2/с, не ниже | Кинематическая вязкость при 100°C, мм2/с, не выше | Индекс вязкости, не ниже |
5w-30 | 6600 | 60000 | 9,3 | 12,5 | 153 |
5w-40 | 6600 | 60000 | 12,5 | 16,3 | 180 |
Совместимы ли моторные масла 5w30 и 5w40
На первый взгляд отличия классов 5w30 и 5w40 невелики и может показаться, что автомобилист из соображений экономии может использовать 5w30 вместо 5w40, но это чревато определёнными рисками. Продукция разных марок даже у одного производителя имеет разный состав улучшающих присадок, и в некоторых случаях взаимодействие между ними может привести к ухудшению качеств так, что свойства полученной смеси будут хуже, чем у каждого изначального компонента.
Возможно ли смешивание и доливка масел
Иногда возникает необходимость долить одну смазочную жидкость к другой, но делать это нужно с большой осторожностью. Чтобы понять, можно ли смешивать два разных продукта, надо в первую очередь знать, одинаковая ли у них основа.
Ни в коем случае нельзя мешать синтетическое и минеральное или полусинтетическое масла, даже если они имеют одинаковый класс вязкости. Компоненты жидкостей могут вступить в химическое взаимодействие, в результате смесь может либо расслоиться, либо, если не повезёт, вовсе образует осадок. Не стоит рисковать надёжной работой вашего мотора.
Также без крайней необходимости не стоит лить 5w30 на 5w40 от разных производителей. Это можно сделать, если нет другого выхода, но при первой возможности стоит заехать в сервис и полностью слить смесь, а также заменить масляный фильтр. Помните о том, что разные пакеты присадок могут взаимодействовать непредсказуемым образом и вывести из строя фильтр в любой неподходящий момент.
Если допуски производителя моторов разрешают использовать обе марки масла, вы можете доливать масло одного и того же бренда на одной основе с разной вязкостью. При этом лучше не снижать класс вязкости, иными словами, предпочтительнее делать переход с 5w30 на 5w40, а не наоборот.
Какое моторное масло лучше выбрать для использования зимой 5w30 или 5w40?
Подведём итоги. Современные всесезонные масла не требуют замены каждый раз с наступлением холодов. Если задаться вопросом, какое масло лучше защищает двигатель зимой — 5w30 или 5w40, ощутимой разницы между ними не будет. Обе марки относятся к классу 5w, а значит, имеют одинаковые свойства при низких температурах и могут использоваться при морозах до -35С.
Что использовать в жаркий период 5w30 или 5w40?
Поскольку работающий двигатель в любом случае разогревается до температуры выше 100֯С, нельзя однозначно заявить, что для любого автомобиля в теплое время года лучше подойдёт марка 5w30 или 5w40. Очень важно подобрать именно оптимальную текучесть масла, обеспечивающую снижение трения, без увеличения нагрузки на движущиеся узлы.
Как рассматривалось выше, ориентироваться нужно в первую очередь на рекомендации производителя мотора и на состояние самого автомобиля в том случае, если документация допускает оба варианта.
Как выбрать правильную вязкость масла для вашего автомобиля
При выборе следует в первую очередь следовать указаниями производителя мотора и лить то масло, которое рекомендовано. Так, если в мотор, предназначенный для энергосберегающих смазок, заливать 5w40 вместо рекомендованного 5w30, это приведёт к заметному росту расхода на угар и снижению ресурса катализатора. Напротив, если в старом моторе заменить 5w40 на 5w30, смазочная жидкость с низкой вязкостью не обеспечит необходимую степень скольжения и ускорит износ.
Cинтетика или полусинтетика — какое масло выбрать?
Несмотря на более высокую цену, специалисты советуют отдавать предпочтение смазывающим жидкостям на синтетической основе. Неважно, используете ли вы масло 5w30 или 5w40, полностью синтетическая база химически инертна и всегда имеет стабильный состав, меньше окисляется и лучше предотвращает коррозию и износ деталей.
Кроме того, современные синтетические масла имеют высокий индекс вязкости и поэтому отлично справляются со своей задачей в любое время года и при любом режиме работы мотора. Минеральное же базовое масло даже самой высокой очистки быстро окисляется и имеет низкий индекс вязкости, а значит, хуже защищает детали двигателя, ускоряет коррозию и требует частой замены.
Полусинтетические масла могут иметь достаточно высокий индекс вязкости, но его противонагарные, антикоррозионные и антиокислительные свойства в любом случае будут уступать маслам на полностью синтетической основе.